Четверг, 02.05.2024, 19:33
Станция Кшень
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
История [28]
Корни Президента [16]
Природа [10]
Литература [12]
Люди [10]
Новости от "Нивы" [258]
Статьи из свежих номеров районной газеты "Нива"
Памятники, здания и прочее [9]
О Советском районе [11]
События [2]
Разное [6]
Происшествия [22]
У наших соседей [2]
Книга Памяти [2]
Данные взяты из Книги Памяти Курской области
Главная » Статьи » Люди

Скульптор Гатилова Евгения Ильинична
Скульптор Гатилова Евгения Ильинична
 
 
Родилась в селе Кшень Курской области в 1921 году. В 1930 году переехала в Москву. В 1940 году поступила в МИПИДИ на скульптурный факультет. Училась у С. С. Алешина, А. А. Дейнеки, Е. Ф. Белашова, А. А. Федорова – Давыдова. Окончила его в 1948* году. Работала в МИПИДИ на кафедре скульптуры. В 1956 году вступила в члены Союза художников СССР, начала работать скульптором на Дулевском фарфоровом заводе. Ею были созданы фигуры «Обнаженная» (варианты развития темы - фарфор, 1955, 1963, 1972, 1985 гг.)., «Девочка, входящая в воду», «На этюдах (Художница)» (фарфор, 1956 (1958?)), «На пляже», «Письмо (На целине (у)» (фарфор, 1956 г.), «Укротительница М. Назарова с тигром» (фарфор, 1957 г.), «Юная птичница», «Эхо», две фигуры колхозниц «Добро пожаловать», «Девушка с арфой» (фарфор, 1970 г. Высота – 34 см), «Эстрадная песня» (фарфор, 1970 г.), «Отдых спортсмена» (керамика, 1970 г.), «Вертинский», «Клоунада» (фарфор, 1972 (1973?) г.), «Ассоль» (фарфор, 1974 г.), «Плов» (фарфор, 1974 г.), «Кукольный театр» (фарфор, 1976 г.), «Мария (фарфор, 1976 г.), «Победа гимнаста М. Воронина» (фарфор, 1977 г.), «Е. Петушкова» (фарфор, 1978 г.), «Конно – спортивные игры» (фарфор, 1978 г.), «Балерина» (фарфор, 1978 г.), «С арфой» (фарфор, 1978 г. Высота – 38 см), «В. М. Шукшин. Раздумье» (фарфор, 1979 г.), «Испанский танец» (фарфор, 1979 г.), «Венок победителю» (фарфор, 1980 г.), «Олимпийский огонь» (фарфор, 1980 г.), «Лучница» (фарфор, 1978 (1980?) г.), «Утро» (фарфор, 1981 г.), триптих «Сельская свадьба» (фарфор, 1981 г.), «Банька» (фарфор, 1983 г.), триптих «Заповедные места» (фарфор, 1984 г.) и др. Скульптор не любила расписывать свои произведения ярко, предпочитала работать двумя – тремя цветами, оставлять много белого цвета, подчеркивать детали. Среди ее фарфоровых скульптур можно выделить серии «Женщины революции» (1968 г.), «Женщины – работницы», «Сельская жизнь», «Человек и природа», произведения, созданные по мотивам рассказов А. П. Чехова, написанных в Мелихово. Кроме того, ее привлекали темы - театр, цирк, спорт. Выполняла работы в других материалах «Моющая волосы» (керамика, 1962 г.), «Очистка свеклы» (керамика, 1963 г.), «Богатыри» (алюминий, 1978 г.) и др. В 2006 г. – скульптор «Производственного кооператива Дулевский фарфор». Участвовала в выставках с 1954 г., в том числе, в Первой Всесоюзной выставке скульптуры малых форм (1972 г.). Здесь она представила работу «Клоунада», получившую благожелательную оценку критики; «Фрейд в фарфоре» (Москва, «Славянский дом», 2001 г.) и др. Персональные выставки: 1982 г. (Ленинград), 1986 г. ( Москва), 2001 г. ( Москва, ВДПНИ, работы 1950 – 2000 – х гг. Скульптура, графика.) Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Государственном музее керамики «Кусково» (Москва), ВМДПНИ, Музее Дулевского фарфорового завода, Луганском областном художественном музее и др.
 
Скульптура "У ручья" ("Девочка, входящая в воду")
 
 
 
 
Гатилова Евгения Ильинична родилась 19 сентября 1921 г. в селе Кшень Тимского уезда Курской губернии (ныне Советский район Курской области).
- В нашей семье не было никого, кто был бы связан с искусством, - вспоминает Евгения Ильинична. - Родители учительствовали, постоянно заняты. Я была предоставлена сама себе и много рисовала, делала какие-то наброски. Отец заметил мой интерес к творчеству, и дальнейший путь для меня определился. После окончания школы я пошла на подготовительное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства. Только там я впервые узнала, как надо писать, что такое масляные краски, научилась работать с глиной. Нас знакомили с различными видами изобразительного искусства. Однажды мне дали задание - вылепить из глины ионическую греческую капитель, и у меня отлично получилось. Именно тогда я окончательно поняла, чем хочу заниматься в жизни. И поступила на скульптурный факультет в тот же институт в 1941 году. Я всегда восхищалась красотой и совершенством природы, пыталась достичь в своих работах такой же гармонии. Мне нравилось погружаться в творческий процесс, который был настоящим чудом. Конечно, я понимала, что мое стремление достичь совершенства невыполнимо. Но очень старалась.
Работы Евгении Гатиловой можно встретить в разных уголках мира, в ведущих музеях и частных коллекциях. Традиции русской фарфоровой скульптуры ныне практически утрачены, и потому пластические композиции живого классика очень ценны. Ежегодно ее приглашают участвовать в различных выставках.
Все произведения скульптора пронизывает любовь к красоте человеческого тела, и не случайно обнаженная натура занимает значительное место в ее творчестве, причем ее героини так и пышут здоровьем, напоминая кустодиевских красавиц, которыми Евгения Ильинична всегда восхищалась. В некоторых работах можно заметить и влияние Родена, творчество которого тоже ее вдохновляло. Магическое притяжение пластических работ Евгении Гатиловой легкообъяснимо. Неизменный талант, умение показать достоинства самого материала и бесконечная любовь к своим персонажам, будь это реальные личности или литературные герои. Как правило, Евгения Ильинична работает сериями, отражая в своих произведениях как историю, так и различные стороны современной жизни. "Человек и природа", "Сельские мотивы", "Женщины революции", "Психологический портрет", "Спорт", "Балет" - вот только несколько названий серий, в которых созданы великолепные скульптурные композиции. Фарфор можно назвать настоящей страстью Евгении Ильиничны, но она пробовала себя и в других материалах - дереве, глине, шамоте, металле.
А в самом начале творческого пути даже создавала большие парковые скульптуры. Где они сейчас, она и не знает, но однажды в Уфе, у сельскохозяйственного института, она узнала свою "Птичницу".
- Это была большая школа, - говорит Евгения Ильинична, - и она дала возможность мне проявить себя уже в малых формах. Моим первым учителем и наставником был как раз скульптор-монументалист Сергей Алешин.
Сейчас мастер работает гораздо меньше, но дело совсем не в возрасте, слишком многое ей пришлось пережить в последние годы. У нее отобрали, как и у многих других художников, мастерскую. Сколько же пришлось ей пережить, добиваясь правды. Теперь справедливость восторжествовала, но остался горький осадок от всех этих выяснений, судебных разбирательств, да и мастерская полностью оказалась разоренной, многие работы из нее просто выбрасывались. Но именно в этот трудный момент Евгения Ильинична взялась за кисть и стала писать изящные акварели, наполненные солнечным светом и теплом. На одной из последних персональных выставок в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства можно было увидеть эти работы, которые своими яркими сочными красками удачно дополняли естественную белизну фарфоровых изделий.
- Всегда самое первое и яркое впечатление получаешь, - рассказывает Евгения Ильинична, -когда достаешь работу после обжига. Фарфор такой красивый, прозрачный, он так и излучает тепло. Для меня это всегда были минуты восторга. А чуть позже уже видишь недостатки, хочется что-то переделать, изменить. Возвращаешься не один раз к одному и тому же сюжету и без конца переделываешь. Материал сам иной раз подсказывает, как можно лучше сделать.
- В своих работах вы часто сохраняете естественную белизну фарфора.
- Да, мне нравится высвечивать сам материал, если и использую цвета для росписи, то только бледные, как правило, всего два-три цвета. Я всегда стараюсь показать красоту самого фарфора, его белизну. Так же работал Алексей Сотников, и я многому у него училась. А необыкновенный блеск фарфору придает глазурь, которую наносят на работы перед обжигом.
За долгую творческую жизнь Евгения Гатилова создала множество работ, настоящих шедевров, которые пошли в массовое производство. Есть произведения, которые ей очень дороги. Как, например, скульптурный портрет Вертинского. С ним связана одна история. Во время путча 1993 года был обстрелян дом, в котором живет Евгения Ильинична. Сама она не пострадала, но были повреждены многие работы, в том числе уникальная фарфоровая люстра и скульптура Вертинского под названием "Пьеро", созданная в конце 1980-х годов. Впоследствии Евгения Ильинична восстановила эту работу, но сохранила на память и голову от поврежденной скульптуры.
 
 
Ручей в лесу и шторм на море
Фарфоровая пластика Евгении Гатиловой
Андрей ВОРОБЬЕВ
 
 

Е.Гатилова. "Море штормит". 1974 г.
 
Открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства выставка работ Евгении Гатиловой представляет декоративную скульптуру, фарфор, керамику. Она, по существу, подводит итог более чем пятидесятилетней творческой деятельности мастера. Собранные из разных музеев и личной коллекции автора произведения 1950 - 2000 годов дают почти исчерпывающее представление о тех образах и темах, которые волновали художника в разные периоды творчества. Уже сами по себе эти обстоятельства сегодня, когда развитие жанра малой декоративной скульптуры переживает свои далеко не лучшие времена, становятся чрезвычайно важными причинами для проведения подобной выставки. Однако масштаб личности автора и самобытная оригинальность его дарования превращают экспозицию работ Евгении Гатиловой в своеобразную ретроспективу развития этого одного из самых любимых и "благополучных" в советском искусстве второй половины ХХ века видов творчества.
Имя Евгении Гатиловой, давно и заслуженно стоящее в одном ряду с такими признанными классиками жанра, как Аста Бржезицкая, Алексей Сотников, Сергей Орлов и Павел Кожин, в истории отечественной художественной керамики заняло особенное место, став олицетворением жизнерадостности и оптимизма, ассоциирующихся с несколько брутальными образами ее дородных, пышущих здоровьем героинь ("Утренний туалет. Надевающая чулок", "Обед в поле", "Анфиса"). За незамысловатым сюжетом ("Письмо. На целине", "Юная птичница") и кажущейся простотой проглядывают удивительная сила "скульптурного" видения, способность единой линией обозначить одновременно и мощь, и хрупкость пластической формы. Это позволяет увидеть скрытый драматизм лучших из созданных художником образов, стиль которых можно охарактеризовать как стиль монументального декоративизма.
"Монументальность" является, пожалуй, самой яркой и лаконичной характеристикой творчества Гатиловой. Окончив в 1947 году Московский институт прикладного и декоративного искусства, Евгения Ильинична стала последовательным продолжателем тех традиций, которые были заложены ее учителями - известным скульптором-монументалистом С.Алешиным, а позже А.Сотниковым, которого сама Гатилова считает художником-керамистом, оказавшим на нее наиболее существенное влияние.
Эта линия получила свое наиболее полное воплощение в работах 1960-х - начале 1970-х годов, выполненных из глины и терракоты, когда сама фактура крупнозернистых, рыхлых и неподвластных изощренной пластической проработке материалов заставляла мастера создавать скульптурную форму, как бы вычленяя ее из единого монолитного объема. Таковы исполненные в жанре малой пластики скульптурные композиции "Моющая волосы" (1962) и "Очистка свеклы" (1963), повторенная впоследствии в фарфоре. Однако не менее интересно обращение художницы во второй половине 1960-х и в 1970-е годы к жанру станковой скульптуры, ярким примером которой стали энергичные и жизнерадостные "Богатыри" (1978, алюминий).
 
Фарфоровая пластика Евгении Гатиловой
С 28 сентября по 4 ноября 2001 года в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства экспонируется выставка замечательного скульптора фарфориста Евгении Ильиничны Гатиловой. Творчество Евгении Гатиловой неразрывно связано с некогда знаменитым Дулевским фарфоровым заводом, на котором она проработала более 35 лет. Гатилову смело можно причислить к классикам отечественной фарфоровой пластики, а ее имя поставить в один ряд с такими замечательными мастерами, как Алексей Сотников, Сергей Орлов, Павел Кожин, Аста Бржезицкая, Нина Богданова. К сожалению, традиции русской фарфоровой скульптуры, насчитывающей уже почти три столетия, сегодня практически утрачены. И Евгения Ильинична Гатилова едва ли не "последний из могикан", удерживающий в своих хрупких ладонях это удивительное мастерство. Достаточно посмотреть на галерею созданных ею образов, чтобы не только понять, но и прочувствовать магическую силу настоящего пластического искусства, ностальгия по которому, бесспорно, живет в душе каждого истинного ценителя прекрасного.
Круг тем, которые охватывает Гатилова в своем творчестве, весьма обширен, но неизменно связан с окружающим ее современным миром или навеян близкими и любимыми ею образами. Как правило, начав новую тему, она "оформляет" ее в законченную серию, создавая своеобразный зрительный ряд запоминающихся и необычайно выразительных персонажей. На выставке представлены работы скульптора, начиная с 1950-х годов, и в них с неизменным талантом, большой любовью и достоинством отражены самые разнообразные стороны нашей жизни, нашей истории. "Женщины революции", "Человек и природа", "Сельские мотивы", "Искусство", "Спорт", "Литературные иллюстрации", "Психологический портрет" - таковы условные названия скульптурных серий, объединенных единой тематикой. В каждой из них есть подлинные шедевры, занявшие достойное место в музейных коллекциях.
А еще все работы Евгении Гатиловой пронизывает любовь к красоте человеческого тела, и не случайно "обнажённая натура" занимает весьма значительное место в ее творчестве, причем не только в пластике. В экспозиции представлено несколько десятков разнообразных рисунков, исполненных карандашом, тушью и сангиной.
Скульптура Евгении Гатиловой самодостаточна, благодаря своим пластическим свойствам. Именно поэтому в ее работах сохраняется естественная белизна фарфора, а "немногословная" роспись, построенная на взаимодействии двух-трех цветов, только подчёркивает совершенство скульптурной формы. Эта сознательная "ограниченность" в цвете с лихвой восполняется в ярких, сочных, наполненных теплом и солнечным светом акварелях художницы. Самые разнообразные букеты садовых и полевых цветов, натюрморты и лирические пейзажи дополняют экспозицию и раскрывают еще одну грань творчества Евгении Гатиловой.

Категория: Люди | Добавил: Андрей (09.04.2009)
Просмотров: 5967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz