Понедельник, 29.04.2024, 09:28
Станция Кшень
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
История [28]
Корни Президента [16]
Природа [10]
Литература [12]
Люди [10]
Новости от "Нивы" [258]
Статьи из свежих номеров районной газеты "Нива"
Памятники, здания и прочее [9]
О Советском районе [11]
События [2]
Разное [6]
Происшествия [22]
У наших соседей [2]
Книга Памяти [2]
Данные взяты из Книги Памяти Курской области
Главная » Статьи » История

Илья Муромец тяжелый бомбардировщик. 1919 год. Первое боевое крещение.

Илья Муромец тяжелый бомбардировщик.

1919 год. Первое боевое крещение

В начале года ЭВК, переименованная 25 ноября 1918 г. в Авиагруппу оказалась небоеспособной, оставшись практически без матчасти. У нее остался лишь один корабль №241, годившийся для учебных целей. При его сборке баки с верхней плоскости вновь поставили на фюзеляж (по типу Г-1). Так собирали и остальные Муромцы, поступившие в часть в 1919 г.

В Главвоздухфлоте обсуждали вопрос о достройке 13-ти кораблей, находившихся на Русско-Балтийском заводе. В апреле решили часть «Муромцев» выпустить по типу Г-1 с 4-мя моторами РБ3.6 и 3-мя рулями направления ("Руссобалт"), а другие корабли — по типу Г-3 с 2-мя «Рено» и 2-мя РБ3.6 и 2-мя рулями и с хвостовой пулеметной точкой ("Ренобалт"). Все равно все 13 машин считались за тип Г-3. У них была уже полностью остеклена передняя часть кабины. Поступавшие в часть корабли без хвостовой пулеметной точки имели стандартное описание:

"Фюзеляж, застекленный в носовой части и обитый алюминием, обтянут материей. В го­ловной части фюзеляжа: открывающееся окно, 6 боковых окон, 2 входных двери, открываю­щихся вбок, 3 люка в потолке, 4 люка в полу, 2 люка с боков, для выхода на планы, 1 педаль-подножка, 2 бензобака по 21 пуду. Пулеметных установок: 2 боковых, 2 верхних (над фюзеляжем). Также имеются 3 руля направления и 4 мотора РБ3.6."

У другой модификации в описании было: стекол: 64 шт, люков: верхних — 3 шт, нижних — 3 шт, боковых — 6 шт (для пулемета), 2 руля направления, 2 мотора «Рено» 225 л.с. и 2 РБ3.6 150 л.с.

Помимо задела серии Г-3, на заводе, еще с 1916 г. находился в собранном виде без мото­ров «Илья Муромец» типа Д-3. В мае 1919 г. его доставили в Липецк. Фотографий и чертежей этой модификации не сохранилось, а осталось лишь описание осмотра его в Дивизионе военлетом Башко. Итак, краткое описание:

В головной части фюзеляжа имеются 2 двухстворчатых окна и форточка, 2 пулеметные установки. В центральной части фюзеляжа с центральной частью планов (обтянуты проэма-личенным и пролакированным полотном) имеются 4 окна из небьющихся стекол, 2 выход­ных дверцы, бензиновый бак с проводкой к моторам. В хвостовой части фюзеляжа (обтяну­той проэмаличенным и пролакированным полотном) имеются: медный бак, 2 застекленных раздвижных двери, 4 боковых пулеметных окна, 2 нижних люка, 1 верхний люк.

22 августа 1919 г. два боеспособных «Муромца» (1-й №276 и 11-й №275) вылетели в Белев. Для борьбы с мамонтовской конницей была образована Авиагруппа Особого Назначения (АГОН) под командованием К.В.Акашева, куда и вошли оба корабля. Корабль 1-й Насонова не выполнив ни одного боевого задания, к 5 сентября перелетами добрался до Орла. Корабль 11-й военлета В.А.Романова (бывшего офицера старой Эскадры) 31 августа при­был в Богородицк. Уже 4 сентября 1919 г. «Муромец» вылетел с целью разведки и бомбометания в районе г.Елец, который был захвачен противником 31-го числа. Но из-за неисправности компаса корабль "отнесло" в сторону Орла, пришлось сесть у д.Радомка и не выполнив задание. 7 сентября корабль 11-й оказался в Орле, где находился 1-й корабль. Экипажам Насонова и Романова приказали перелететь в район ст.Кшень в тыл кавалерии Мамонтова, которая неудержимо неслась к Воронежу. В Кшень 14 сентября смог вылететь только корабль Романова, т.к. у машины Насонова бурей было поломано крыло.

19 сентября 1919 г. Н-й корабль Романова вылетел с целью бомбометания в районе деревень Истобное-Осадчино. На задание вместе с экипажем отправился и сам начальник АГОН Акашев. 22 бомбы весом до 10 пудов и полпуда литературы были сброшены на обоз, замеченный в заданном районе. У Нижнедевицка было замечено два обоза длиною верст в 5, двигавшихся в юго-западном направлении. Это были растянувшиеся на многие версты обозы сильно поредевшего 4-го Донского корпуса Мамонтова (осталось до 2-х тысяч сабель), который в этот день шел навстречу с 3-м Кубанским корпусом Шкуро между Ст.Осколом и Коротоя-ком. На следующий день экипаж Романова получил задание бомбардировать противника, расположенного вдоль реки Бобровая-Потудань. В селениях вдоль реки была обнаружена кавалерия "из 5-ти групп до 1500 коней на привале" (это и были остатки мамонтовских час­тей). На кавалерию было сброшено 18 бомб весом 9 пудов, полпуда листовок и выпущено 7 обойм из 2-х «Льюисов». Еще было замечено, что от Ст.Оскола по проселкам на север двига­лось много войск и обозов — это были части корпуса генерала А.Г.Шкуро, шедшие на помощь Мамонтову. Интересные воспоминания об этом полете остались у военлета А.К.Петренко, который обнаружил раньше это крупное скопление мамонтовских частей и был взят на борт «Муромца» в качестве наблюдателя. Вот его воспоминания:"...Листовки сброшены. Романов повернул самолет на обратный курс, но на земле неожиданно показалась еще колонна кавалеристов. У нас оставались неиспользованными 4 бомбы; появление колонны белогвардейской кавалерии оказалось кстати.

Но тут произошло то, что заставило серьезно задуматься над разработкой тактики бомбометания подвижных частей противника...

Мы летим следом за колонной и уже почти настигли ее, когда, к своему удивлению, видим, что кавалерия и не думает рассеиваться, как обычно при воздушных налетах. Вдруг колонна повернула назад и галопом понеслась навстречу самолету.

Мы не успели сбросить ни одной бомбы, кавалерия уже промчалась под нами. Романов сделал большой круг, прежде чем мы пошли обратным курсом и снова настигли колонну. Белогвардейцы повторили маневр, но две наши бомбы все же упали в хвосте колонны.

Затем мы, развернувшись, пошли на небольшой высоте, на бреющем полете обстреляли кавалеристов из пулемета».

21 сентября 1919 г. «Муромец» в третий раз вылетел со ст.Кшень с целью «найти противника, бомбить и обстрелять». По частям, обозам и разъездам было сброшено 18 бомб весом 10 пудов, полпуда литературы и выпущено 3 обоймы из пулемета.

Добровольческая Армия Деникина снова прорвала Южный фронт, захватив Курск, двигалась к Орлу с цель дальнейшего за­хвата Москвы. Кораблям 1-му и 11-му пришлось срочно перелетать в тыл. 2 октября они прибыли на ст.Кензино. №276 вскоре отправили на базу в Сарапул для ремонта, а №275 оставался на станции всю зиму 1919— 1920 гг. «Муромец» 11-й военлета Романова в составе Авиагруппы Особого Назначения, следуя за кавалерией Мамонтова в 1919 г. совершил 3 боевых полета, сбро­сив на противника до 29 пудов бомб, 1,5 пуда листовок, выпустив 10 обойм из пулеметов. За свои полеты военлет Романов А.В. был награжден «месячным окладом жалованья».

Вместе с боевым полетом 1-го корабля 8 августа, это была вся боевая деятельность Дивизиона за 1919 год.

 



Источник: http://www.avia-rest.ru
Категория: История | Добавил: Андрей (15.10.2009)
Просмотров: 942 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz