Запасной боец «Смуглянка»
В популярной послевоенной песне на слова Алексея Фатьянова «Майскими короткими ночами» бывший фронтовик мечтает о том, чтобы попутный ветерок «занес» в его деревню однополчанина. С ним можно было припомнить, как жилось на фронте, по каким дорогам пришлось прошагать. Песня эта появилась через два года после Победы. Навеяна она грустью о боевых друзьях, о тех местах, где вместе с ними громил врага. Тогда же и появились песни о послевоенных походах по местам боев. Украинский поэт-партизан Платон Воронько в сорок первом участвовал в обороне Москвы, в сорок третьем воевал в Карпатах, в партизанском соединении Сидора Ковпака. В сорок седьмом он два летних месяца потратил на то, чтобы пешком пройти от Москвы до Карпат, вспоминая былые походы, встречаясь с товарищами по оружию. Об этом походе он написал стихи, которые положил на музыку один из популярных украинских композиторов. Долго жила в народе песня «От Москвы до Карпат». В Судже мне довелось познакомиться с бывшим командиром роты Федором Суховым. Он появился в редакции районной газеты в выцветшей гимнастерке, с солдатским вещевым мешком за спиной. Рассказал, что живет в Сталинграде (тогда город еще не менял названия). В Курскую область приехал с одним желанием: пройти пешком по местам самых трудных боев в феврале - марте 1943 года и обязательно побывать в селе Ивнице Суджанского района, где его рота понесла большие потери, освобождая горящее село и спасая его жителей от поголовного уничтожения. - Когда-нибудь напишу об этом селе книгу, - делился планами Сухов. Много лет спустя повесть «Ивница» была издана. Поэтов и прозаиков тянуло в места боев и через десятки лет после Победы. Многие из них побывали в нашей области в шестидесятые и семидесятые, и появились новые книги о боях на курской земле. Например, Герой Советского Союза бывший артиллерист Михаил Борисов издал два стихотворных сборника, посвященных битве на Огненной дуге. А вот известному поэту Якову Шведову навсегда запомнились бои на востоке нашей области в самое трудное лето 1942 года, когда, по словам Александра Твардовского, у страны, у Красной Армии «было все на кону». Известно, что поздней осенью 1941 года войскам Юго-Западного фронта удалось остановить движение противника на востоке в сторону Воронежа. Полгода в прифронтовой полосе оставались Щигры, Тим, Солнцево. Но летом сорок второго немцам удалось на десятки километров продвинуться на восток, в район Кшени. Наши войска сражались упорно, но не всегда удавалось им удержать рубежи, а некоторые подразделения попадали в окружение, но не сдавались в плен, продолжали сражаться.
Мы скоро сутки в окруженье Живем под бурей огневою. Горят дома в селеньи Кшени, Мосты за Кшенью Луговою...
Строки эти принадлежат участнику боев под Кшенью поэту Якову Шведову. Автор замечательной довоенной песни «Орленок» был в то время на передовой батальонным комиссаром, что приравнивалось к званию майора. Незавидна роль политработника среди окруженцев, если не кончаются бомбежки, а вражеское кольцо сжимается.
Мы у фашистов на прицеле, Наш командир лежит убитый, В июльском небе - карусели В пике идущих «мессершмиттов». К нам не придут на помощь танки, Помочь нам может темь да полночь... Горит на ближнем полустанке Последний наш «Борис Петрович».
А кто такой Борис Петрович? Немногие теперь знают, что так, человеческим именем, величали бронепоезда, собранные и оборудованные на Курском железнодорожном узле. Крепко помогали эти «БП» фронту. Но и они были постепенно уничтожены огнем противника.
Как мне помочь бойцам усталым, Полуголодным, непреклонным? От взрывов рушатся ракиты. Передний край - сплошное пламя. И снова, снова «мессершмитты» В пике срываются над нами. Я говорю бойцам спокойно, Душевно, вроде по-отцовски, Что надо жизнь прожить достойно, Примером - Николай Островский. В руке у каждого - граната. Всего опаснее - тревога... Я говорю тогда солдатам, Что будет к вечеру подмога.
Разумеется, это была «ложь во спасение». Взявший на себя командование поредевшим батальоном комиссар просто успокаивал бойцов, зная, что помощи ждать неоткуда. Но, к счастью, он ошибся. Подмога подоспела неожиданно, и солдаты поверили в то, что их нынешнему командиру об этом было известно заранее, что он держит связь с командиром полка, а может, и дивизии. Присланный на выручку окруженцам танк Т-34, на башне которого было крупно начертано «Писатель Николай Островский», сразу же включился в бой.
Танк с ходу одолел болото, Гудят его моторы четко. Он душит в гнездах пулеметы И минометы по высоткам.
Батальону тогда удалось вырваться из окружения. Впереди были еще горькие дни поражений, многодневное отступление к Воронежу, но после будут и победы. Случай у поселка Кшень поэт описал не по горячим следам, а через тридцать лет после войны. Небольшая поэма «Второе лето» была опубликована в еженедельнике «Литературная Россия» в июле 1975 года, вскоре после того, как поэт побывал на месте памятного боя. Яков Шведов завершает поэму искренним признанием:
...Об этом вспомнил я, не скрою, Недавно, прошлою весною, Когда я шел один в раздумье В лугах за Кшенью Луговою, В полях за Кшенью Полевою..
В том самом 1974 году, когда поэт-песенник пешком ходил по курским полям и перелескам, началась вторая жизнь его песни «Смуглянка». Именно в 1974 году известный актер и кинорежиссер Леонид Быков закончил работу над кинофильмом «В бой идут одни старики». Картина о военных летчиках имела шумный успех у зрителей, да и сегодня она не забыта. Ее часто показывают на различных телевизионных каналах. Мастерски сделан фильм - это бесспорно. Но его успеху у зрителей способствует еще и своеобразное музыкальное решение. Звучат в картине разные мелодии, в том числе и украинские народные песни. Но главная мелодия известна с военных лет. Это «Смуглянка» композитора Анатолия Новикова на слова Шведова. Действительно ли прекрасная эта песня была так широко известна в годы войны, что стала гимном и знаменем поющей эскадрильи капитана Титаренко? Не совсем так. Леонид Быков использовал вполне дозволенный прием «переноса явлений во времени». Действие фильма начинается еще во время боев на Украине, в сорок третьем - сорок четвертом. Но тогда песня еще не звучала. Да, она была написана еще в начале войны. Но на Всесоюзном радио ее не решились записать и передать. Композитор и музыковед Юрий Бирюков в одном из номеров газеты «Трибуна» опубликовал материал о том, как чудесная песня была отвергнута на радио по одной лишь причине: не время исполнять такие бодрые песни - слишком много горя и слез. И лишь весной сорок пятого композитор Новиков обратился к руководителю ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову и предложил ноты и текст «Смуглянки». Вот тогда-то песня была принята и зазвучала на всю страну в исполнении В. Бунчикова и В. Нечаева. А в то время, когда Яков Шведов воевал на Юго-Западном фронте, замечательная песня оставалась как бы запасным бойцом, которому суждено вступить в бой лишь в последние месяцы войны. Невелико поэтическое наследие Якова Шведова. В советское время изредка выходили не очень объемные поэтические сборники, да и песен он написал не много. «Орленок», «Смуглянка» и еще прекрасная лирическая «Рос на опушке рощи клен». Были, конечно, и другие песни, но они забылись. Примечательно, что мелодии трех наиболее известных песен принадлежат разным композиторам: Виктору Белому, Анатолию Новикову, Валентину Макарову. Добротные выношенные годами стихи предлагались каждому из этих авторов. Поэтому и пел их народ, а знаменитая «Смуглянка» нередко звучит и сегодня.
Федор Панов.
Источник: http://pravda.kursknet.ru/
|