Поезда памяти по местам боев на Курской земле Золотухин А.Ю., Манжосов А.Н.
28 июня 2007 г исполнилось 65 лет со дня начала ожесточенных оборонительных боев, которые вели войска Брянского фронта при участии железнодорожников ст. Мармыжи и Черемисиново железной дороги им. Дзержинского (ныне Московской). На этих станциях бережно сохраняются братские могилы, где похоронены воины Красной Армии и курские железнодорожники, установлены памятники и созданы залы боевой славы.
По инициативе Курского областного научного краеведческого общества и с согласия руководства Московской железной дороги (начальник В.И. Старостенко), Орловско-Курского отделения Московской железной дороги (начальник А.А. Левин) в этот день был организован Поезд памяти — поездка ветеранов войны и труда Орловско-Курского отделения, учащихся Курского техникума железнодорожного транспорта, школьников-следопытов Курского дворца пионеров под руководством доктора исторических наук В.В. Коровина. Активную роль в организации Поезда памяти сыграли курские архивисты: заведующая лабораторией Государственного архива Курской области кандидат исторических наук Н.Н. Коротеева, заместитель директора госархива О.В. Пешехонова, фотограф архива В.В. Гайдуков. Целью проведения этого мероприятия стало сохранение памяти о павших, возложение цветов и венков на ст. Черемисиново — к памятникам дважды Героя Советского Союза генерала-полковника А.И. Родимцева и на братской могиле воинов, погибших в боях за Черемисиново в 1941-1943 гг.; на ст. Мармыжи - к памятнику бойцам 38-го и 62-го дивизионов бронепоездов и к Поклонному кресту на братской могиле советских воинов и железнодорожников, павших у ст. Мармыжи. Традиция проведения Поездов памяти родилась в коллективе Курского отделения Московской железной дороги 30 лет назад, весной 1977 г. Тогда по маршрутам своей «огненной молодости» от Курска до Мармыжей проехали 35 участников встречи ветеранов 62-го отдельного особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов, сформированного в марте 1942 г. на ст. Мармыжи. В рейсе 2007 г. участвовали более 60 ветеранов войны и труда Курского железнодорожного узла, из них 12 участников Курской битвы — работников Военно-эксплуатационного отделения № 14, обеспечивавших воинские перевозки от Касторной до Курска в дни сражений на Огненной дуге. Вместе с ними в мероприятии принимали участие представители ветеранской общественности Курска, которому в апреле 2007 г. было присвоено звание «Город воинской славы Российской Федерации», заместитель начальника службы кадров и управления персоналом Московской железной дороги А.В. Дворецкий; начальник Орловско-Курского отделения А.А. Лёвин; руководители предприятий Курского узла. Украшенный полевыми цветами, транспарантами со словами: «Никто не забыт, ничто не забыто» от перрона вокзала медленно отошел поезд. Отрешково, Охочевка, Черемисиново, Мармыжи… Здесь на каждом полустанке шли жестокие бои. Рассказывая о рейсе Поезда памяти, напомним о событиях, которые проходили в этих местах более 60 лет назад.
В мае 1942 г. для укрепления обороны армий Брянского фронта была создана подвижная броневая группа, в которую входили бронепоезда 38, 45, 62-го отдельных дивизионов и 377-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона. 9 мая 1942 г. из бронетанковых войск 3-й армии в распоряжение 40-й армии были переданы бронепоезда «Челябинский железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник» 38-го дивизиона под командованием майора В.А. Коржевского.
Бронепоезду № 1 «Челябинский железнодорожник» вместе с бронепоездом № 9 «Дзержинец» было определено место стоянки на станции Черемисиново. Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» располагался в выемке, заросшей молодым лесом, западнее разъезда Расховец. Бронепоезда № 14 «Борис Петрович» и № 15 «Бесстрашный» 62-го дивизиона базировались в Мармыжах и Кшени. Гитлеровское военное командование готовило наступательную операцию «Блау-1» с целью захвата Воронежа и выхода к среднему Дону. Против армий Брянского и Юго-Западного фронтов гитлеровцы сосредоточили 21 дивизию, в числе которых было 14 пехотных, 4 танковых и 3 моторизованных. На участке от Ливен до реки Тим им противостояли только 7 стрелковых дивизий 13-й и 40-й армий. 28 июня 1942 г. после 40-минутной артиллерийской подготовки войска противника из группы «Вейхс» перешли в наступление на стыке 13-й и 40-й армий Брянского фронта. Главный удар наносила 4-я танковая армия генерал-полковника Г. Гота. Бросив против трех советских стрелковых дивизий (15, 121 и 160) три танковые (24, 9 и 11), три пехотные и одну моторизованную дивизию, гитлеровцы быстро прорвали оборону первого эшелона войск Брянского фронта. Бронепоезда 38-го и 62-го дивизионов оказались на острие вражеского удара и день 28 июня 1942 г. стал трагическим для экипажей бронепоездов.
Вот что вспоминал командир бронепоезда № 9 «Дзержинец» почетный железнодорожник В.С. Балашов: «В три часа утра с передовой послышались артиллерийская и минометная канонада, глухие мощные взрывы. Как выяснилось, это немцы взрывали минные поля, чтобы открыть путь для наступательных действий пехоты и танков. Над нами появились первые самолеты и сбросили несколько бомб на Черемисиново.
Кроме нас здесь находился и бронепоезд № 1 «Челябинский железнодорожник». Мы были подчинены майору В.А. Коржевскому, возглавлявшему 38-й отдельный дивизион. Мне пришлось командовать бронепоездом № 9, потому что его командир капитан Г.И. Задорожный находился на лечении.
После бомбежки «Дзержинец» вышел на перегон в сторону разъезда Головинка и встал в небольшой выемке. В полукилометре от нас находились позиции полевой артиллерии 297-го артиллерийского полка. Для поддержки артиллеристов мы обстреляли пикировщиков. Поддержка оказалась удачной. Один самолет задымил и скрылся на бреющем полете в западном направлении. Но появилась новая группа пикировщиков и уже атаковала «Дзержинец». Бронепоезд маневрировал на небольшом участке железнодорожного полотна и прямого попадания авиабомб избежал. Наш зенитный огонь опять принес успех. Был поврежден еще один вражеский самолет.
Не успели отдышаться после первой атаки танков, как появилась группа пикировщиков. Бронеплощадки были лишь до половины закрыты сверху броней. На открытой половине находились 76-миллиметровая пушка с расчетом и скорострельная авиационная пушка, приспособленная для зенитной стрельбы. Вот эту особенность в конструкции бронеплощадок, очевидно, заметили пикировщики. В два последующих захода самолеты противника обстреляли бронеплощадки из мелкокалиберных пушек.
После окончания бомбежки к бронепоезду подъехал связной и передал приказ майора В.А. Коржевского отходить за реку Тим, восточнее Черемисиново. За нами двигались немецкие танки, которые направлялись к станции. Миновав входную стрелку, мы въехали на второй путь и увидели, что впереди он разбит взрывом бомбы. При осмотре станции обнаружили, что третий путь исправен и по нему можно проехать. Но чтобы на него попасть, нужно было возвратиться назад, к семафору.
Немецкие танки приближались. Было принято решение: выскочить на быстром ходу, перевести стрелку и отходить по третьему пути. Бронепоезд начал маневр и понесся навстречу танкам, которые от неожиданности повернули в сторону от железнодорожного пути. Первая бронеплощадка, обращенная в сторону танков, начала стрелять.
Этот натиск так ошеломил немецких танкистов, что они не сделали по бронепоезду ни одного выстрела. И лишь когда мы въехали на третий путь и стали удаляться, фашисты открыли по «Дзержинцу» беглый огонь. Вывели из строя 76-миллиметровую пушку первой бронеплощадки, убили наводчика Е.И. Андреищева. Осколками снаряда тяжело ранило помощника командира бронеплощадки В.П. Ивановского, комиссара бронепоезда И.С. Арчакова. Два снаряда угодили в командирскую рубку, где были я и телефонист. Хорошо, что при строительстве бронепоезда мы усилили броню рубки котельным железом и в зазор уложили слой бетона толщиной 6–8 сантиметров. Снаряды не смогли пробить насквозь такую стенку. Мы выехали со станции Черемисиново в сторону реки Тим. Не успели проехать и полкилометра, как нас встретила группа бомбардировщиков. Они бросали большие фугасные бомбы.
В дыму разрывов медленно продвигались вперед. И вдруг наехали на какое-то препятствие. Я послал начальника штаба старшего лейтенанта Н.Н. Дармастука выяснить обстановку. Развеявшийся дым позволил увидеть, что мы натолкнулись на подбитый бронепоезд «Челябинский железнодорожник». Старший лейтенант Н.Н. Дармастук был убит осколком разорвавшейся бомбы. А вскоре случилось то, чего опасались больше всего. Разбило путь в сторону Черемисиново. Бронепоезд, лишившись возможности маневрировать, оказался в ловушке. Последовало прямое попадание во вторую бронеплощадку. Мы остались без последней пушки. Бронепоезд стал полностью безоружным и не мог оказать сопротивления танкам, которые стояли на окраине Черемисиново. Так закончился последний бой «Дзержинца». Из личного состава бронепоезда были убиты 11 и 10 человек ранены».
Совсем недавно были рассекречены документы о боевом применении бронепоездов, опубликованные в сборнике материалов по изучению опыта войны. В них имеется описание боя, который вел 28 июня 1942 г. бронепоезд № 9 (63) в районе станции Черемисиново. «63-й бронепоезд, взаимодействуя с частями 121-й стрелко¬вой дивизии на участке Черемисиново-Тимский мост, получил задачу прикрыть пехоту от налётов вражеской авиации и воз¬можного появления в этом районе танков противника. Выпол¬няя поставленную задачу, бронепоезд отражал атаку пикирую¬щих бомбардировщиков, количество которых доходило до 18.
В это же время были обнаружены 12 танков противника, за которыми двигалась пехота. Танки с дистанции 2 км открыли огонь по бронепоезду; бронепоезд открыл ответный огонь по танкам. В результате им было подбито 4 танка, остальные тан¬ки разделились на две группы и скрылись в лощине.
Появившаяся вторая группа пикирующих бомбардиров¬щиков в составе 12 самолётов, снижаясь до высоты 25-50 м, начала бомбить и обстреливать бронепоезд. Бомбы ложились в 5-10 м от бронепоезда. Огнём всех видов оружия бомбардировщики были сбиты с боевого курса, и один из них загорелся в воздухе. Не добившись уничтожения бронепоезда, эти же самолёты, сделав ещё три залета, обстреляли его из пушек и пулемётов.
От осколков бомб были выведены из строя пулемёты Максим, две пушки ШВАК, 4 пулемёта ДТ и разбито одно прицельное приспособление к 76 миллиметровой пушке. Бронепоезд, продолжая отход и выйдя на станцию Черемисиново, не мог продвигаться дальше из-за разрушенного желез¬нодорожного пути. Лишённый возможности маневрирования, бронепоезд подвергся бомбёжке 7 бомбардировщиков и обстрелу появившихся 6 танков противника. В результате прямого попадания бомбы была окончательно выведена из строя вторая бронеплощадка бронепоезда…». В историческом формуляре 38-го дивизиона имеется такая запись: «28.06.1942 г. первый бронепоезд был сожжен в Черемисиново при бомбардировке с воздуха, второй бронепоезд взорван в связи с невозможностью прохода через ст. Мармыжи».
Бронепоезд № 2 «Южноуральский железнодорожник» под командованием старшего лейтенанта И.Е. Орлова встретил самолеты противника в выемке у разъезда Расховец. «Получив данные о приближении авиации противника, старший машинист сержант М.Е. Купцов, его помощники старшина Ф. Дедюев и младший сержант Е.А. Бруско по приказанию старшего лейтенанта И.Е. Орлова вывели бронепоезд для маневрирования. Бойцы заняли места у орудий и зенитных установок, — вспоминал майор в отставке А.Ф. Косоногов. — Вскоре группа из 18 самолетов начала бомбить поезд. Первые залпы по приближающимся «юнкерсам» дали артиллеристы с бронеплощадки лейтенанта И.В. Уварова. Один из самолетов загорелся. Между тем «юнкерсы» продолжали пикировать. Бомбы рвались вокруг стальной громады. Осколки били в броневые листы. Погиб пулеметчик Виктор Смирнов, от контузии умер артиллерист Владимир Дудин. Был ранен и командир бронеплощадки лейтенант С.Н. Шалаев. Через полчаса атака бомбардировщиков повторилась. Пикировал первый, второй... девятый. Но плотный огонь зенитчиков бронепоезда не позволял вести прицельное бомбометание. Гитлеровцы потеряли еще один самолет, он взорвался в лесу северо-западнее разъезда».
«Во время третьего налета тяжело был ранен в ногу командир зенитного взвода лейтенант Николай Васильевич Сиукаев, однако он остался в строю и подавал команды. Тяжелое ранение получили пулеметчик А. Таранухин, рядовой В. Симаков. Бомба малого калибра разорвалась между бронеплощадками и вырвала кусок рельса. Восстановительная бригада из бойцов огневых расчетов под руководством техника-лейтенанта П.С. Шубина немедленно начала ремонтные работы. Было принято оригинальное решение. Бойцы заровняли воронку, положили плотным рядом несколько шпал, выпилили по размеру вырванного рельса сухой дубовый брус, закрепили его на подкладке, и... двухсоттонная машина медленно перекатилась по этому импровизированному сооружению, - рассказывал командир бронепоезда, полковник в отставке И.Е. Орлов. - Не успели это сделать, как другая группа «юнкерсов» стала заходить на бомбометание. Огненная трасса, выпущенная из пулемета командиром бронеплощадки младшим лейтенантом В.Я. Куплевахским, резанула по фюзеляжу одного из самолетов. Охваченный пламенем, он скрылся за ближайшим лесом. Налеты, бомбежки, маневры бронепоезда на перегоне Расховец — Мармыжи продолжались до полудня. К вечеру гитлеровцы, видя, что зенитный огонь не прекращается, решили огнем из своих пушек и пулеметов вывести из строя личный состав».
Бой бронепоезда с авиацией противника длился почти 14 часов. Более десяти воздушных атак отразил экипаж бронепоезда. Его воины сбили пять вражеских самолетов. К исходу дня, когда кончились боеприпасы, бронепоезд отошел к станции Мармыжи. Но станция была стерта с лица земли многочасовой бомбежкой. Были разрушены все станционные строения, сожжены десятки вагонов. Взрывами бомб искореженные рельсы с обожженными шпалами были свернуты в гигантский клубок. Была создана восстановительная команда во главе с комиссаром поезда П.А. Горкушенко. Но сил экипажа явно не хватало для восстановления даже одного пути. Бойцы сняли с бронепоезда стрелковое вооружение. Заряды тола в топке паровоза, орудийных башнях, на зенитной площадке взорвались разом. Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» не достался врагу. Его команда отошла к Касторной, где их встретил и поставил задачу прибыть в Москву начальник ГАБТУ Красной армии генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко.
В начале ночи 28 июня 1942 г. части 111-й стрелковой бригады отошли на новый оборонительный рубеж к станции Мармыжи – село Средний Расховец. К этому времени станция, бывшая главной базой Курского отделения движения, уже была покинута железнодорожниками. Налеты 180 самолетов в течение одного дня на станцию привели к огромным разрушениям. Только один бронепоезд, которым командовал капитан В.М. Морозов, оборонявший станцию, смог отойти к Кшени. Более 16 часов его бойцы отражали атаки немецких пикирующих бомбардировщиков, сбили 4 вражеских самолета. Командир бронепоезда № 14 «Борис Петрович» 62-го дивизиона подполковник в отставке В.М. Морозов рассказывает: «Утром 28 июня посты воздушного наблюдения оповестили: гитлеровцы бомбят станцию Черемисиново. Надвигалась гроза и на Мармыжи. Тяжело груженные бомбардировщики следовали на малой высоте. Звенья завывающих машин выстраивались в круг, оставляя станцию в центре. Потом самолеты развернулись, накренились и начали пикировать. Земля задрожала от сильных взрывов... Пулеметчики Иосиф Минашвили, Николай Коротков, Иван Горобей, Семен Кузнецов, зенитчики во главе с младшим сержантом Александром Колодяжным вели неравный поединок бронепоезда с фашистскими бомбардировщиками».
В районе станции Мармыжи командование 111-й стрелковой бригады предполагало вступить во взаимодействие с танкистами 14-й танковой бригады полковника С.И. Семеникова. Приведенные факты свидетельствуют о беспримерной стойкости, которую проявили воины Брянского фронта в июне 1942 г. в районе Черемисиново – Мармыжи.
Вспомнив о событиях лета 1942 г., возвратимся в солнечный день июня 2007 г. Первая остановка Поезда Памяти состоялась на ст. Охочевка. Ветеранов встретили школьники, делегация жителей Щигровского района. Традиционные хлеб-соль, цветы, поздравления. Но стоянка была недолгой – всего 15 минут. Протяжный гудок локомотива, и поезд уходит на восток. Следующая остановка – Черемисиново, где гостей встречали сотни жителей поселка, представители администрации района во главе с Ю.В. Федяниным. Жители поселка, молодежь с венками и цветами в руках направились к районному Дому культуры, возле которого 17 ноября 2006 г. состоялось открытие памятника дважды Герою Советского Союза генерал-полковнику, бывшему командиру 13-й гвардейской стрелковой дивизии Александру Ильичу Родимцеву. Автор памятника А.В. Клыков, сын известного российского скульптора В.М. Клыкова.
Жители поселка Черемисиново хорошо помнят, как на торжества, посвященные открытию памятника, из Москвы прибыли сын генерал-полковника кандидат экономических наук Илья Александрович Родимцев, его внук Александр Дмитриевич и правнук, курсант Тверского суворовского военного училища Артем Родимцев.
К памятнику возложили корзину живых цветов от участников Поезда Памяти. Затем участники мероприятия прошли к братской могиле, расположенной в тенистом парке. Здесь покоится прах 1 013 советских воинов, павших в боях за Черемисиново в ноябре 1941 – феврале 1943 гг. На мемориальных плитах высечены имена старшего лейтенанта Николая Никифоровича Дармастука, старшего сержанта Егора Ивановича Андреищева, сержанта Ивана Васильевича Болотникова, старшего сержанта Николая Максимовича Фролова и других бойцов бронепоезда «Дзержинец», павших в ходе боя 28 июня 1942 г., защищая Черемисиново.
Конечной точкой маршрута стала железнодорожная станция Мармыжи. Территория узловой станции, где в 1941-1943 гг. шли ожесточенные бои, превращена в мемориальный комплекс. Не много есть на российской земле станций, которые в течение 11 месяцев в 1941-1943 гг., обороняли 13 бронепоездов. Их экипажи мужественно сражались с врагом, защищали небо над станцией от налетов вражеских самолетов. Многие из бойцов героических экипажей погибли и были похоронены вблизи и на самой станции Мармыжи.
Благодаря стараниям поисковиков и курских железнодорожников в 1977-1998 гг. были установлены мемориальная доска в память о боевых действиях бронепоездов, памятный знак воинам 38-го и 62-го дивизионов бронепоездов, погибшим в июне 1942 г. в боях за станцию, Поклонный крест на могиле 140 бойцов Красной Армии и железнодорожников, установленный скульптором В.М. Клыковым, оформлен Зал боевой славы в здании вокзала.
В Зале боевой славы на отдельных стендах размещены карты-схемы боев за Мармыжи, в которых участвовали два бронепоезда, построенных в Курске осенью 1941 г. Представить, какой грозной силой были бронепоезда, удалось благодаря картинам, с документальной точностью восстанавливающим их облик и боевую мощь. Об одном из бронепоездов, стойко защищавшим станцию, которым командовал капитан В.М. Морозов, комсомольский поэт Александр Безыменский в очерке «Борис Петрович» из Курска», опубликованном в газете «Красная Звезда», писал: «Из боя в бой движется громадина бронепоезда. Из месяца в месяц растет счет разбитых им вражеских дзотов и огневых точек, число сбитых самолетов, число истребленных немцев и взятых трофеев. Меток его огонь. Велика его слава. Ярко сияют ордена Красной Звезды на груди командира и комиссара бронепоезда. Когда гремят его орудия, любовно и восторженно произносят тысячи людей: это «Борис Петрович», из Курска!..». Участникам Поезда памяти и всем гостям во время экскурсии по Залу боевой славы представилась уникальная возможность услышать по прямой телефонной связи обращение подполковника в отставке, почетного железнодорожника Владимира Михайловича Морозова. Прославленному ветерану, кавалеру многих боевых наград сегодня идет 94-й год, но его память бережно и цепко хранит имена боевых товарищей, которые летом 1942 г. насмерть стояли на маленькой курской станци.
Важным символом сохранения памяти о минувшей войне явилось участие в мероприятиях молодых ребят из районного поискового объединения «Славяне». Одетые в стилизованную форму времен Великой Отечественной войны, они подъехали к перрону ст. Мармыжи на бронеавтомобиле БА-64. Боевая машина была принята на вооружение в войсках Красной Армии в мае 1942 г. Этот бронеавтомобиль, поврежденный в боях зимой 1943 г., был найден кшенскими поисковиками в с. Серебрянке в одном из заброшенных погребов и был восстановлен руками ребят в профтехучилище № 33 пос. Кшень. Сегодня он участвует во всех поисковых акциях, организуемых курским областным центром «Поиск». В день прохождения Поезда Памяти местные поисковики несли вахту в почетном карауле у всех мемориальных знаков на ст. Мармыжи. У Поклонного креста состоялся митинг, на котором глава администрации Советского района Курской области С.С. Болотов, председатель регионального совета ветеранов войны и труда Орловско-Курского отделения, почетный ветеран Московской железной дороги А.И. Иваненко, студент Курского техникума железнодорожного транспорта Д. Агеев призвали собравшихся достойно хранить славные традиции старших поколений. К подножию памятника военным железнодорожникам, на братскую могилу были возложены тысячи живых цветов и венки с надписями: «Павшим бойцам бронепоездов 38-го, 62-го дивизионов от руководства ветеранов Орловско-Курского отделения» и «Воинам Красной Армии и железнодорожникам, погибши за ст. Мармыжи в декабре 1941 – июне 1942 гг.». В синее, безоблачное небо взметнулись огни фейерверка – символы благодарной человеческой памяти. Во время митинга за большую работу по подготовке и проведению Поезда Памяти А.А. Лёвин вручил именные часы активному участнику мероприятия кандидату исторических наук А.Д. Немцеву.
Долго не расходились жители пос. Ленинский. В зеленом саду под раскидистыми яблонями до темна звучали военные песни, те самые, которые звали в бой за родную землю. Как значимы сегодня для воспитания молодых строчки стихов И. Молчанова, адресованные им из огненного 41-го: «Мы тебя, земля родная, русская, никогда в обиду не дадим…»
Источник: http://Статья с сайта http://www.vestarchive.ru |