Положения о территориальном планировании, содержащиеся в проекте схемы территориального планирования муниципального образования «Советский район» Курской области
Состав схемы территориального планирования. Цели и задачи проекта Схема территориального планирования Советского района Курской области разработана на основании Муниципального контракта от 17 декабря 2007 года. Муниципальным Заказчиком является Администрация Советского района Курской области. Исполнитель – ООО НВЦ «Регион». Основным направлением деятельности общества с ограниченной ответственностью Научно-внедренческий центр «Регион» является разработка программных продуктов, информационных систем и градостроительной документации, одним из видов которой в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации является Схема территориального планирования муниципального района. Схема территориального планирования муниципального образования «Советский район» Курской области определяет основные направления реализации государственной политики в области градостроительства с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий района. Она является стратегическим градостроительным документом, представляющим территориальное развитие Советского района на 1-ю очередь (2015 г.) и расчетный срок (2020 г.). Схема территориального планирования муниципального образования «Советский район» является комплексным градостроительным документом, охватывающим все подсистемы жизнедеятельности региона: природно-ресурсную, производственную, социальную, инженерно-транспортную, рекреационно-туристическую подсистему, экологическую ситуацию, охрану окружающей природной среды, охрану памятников истории и культуры, пространственно-планировочную структуру и функциональное зонирование территории.
Схема территориального планирования Советского района Курской области состоит из следующих частей: 1. Картографический материал: Схема 1 – «Схема современного использования территории» - отображает существующее положение территории муниципального района. Схема 2 – «Схема административных границ» - отображает существующие границы муниципальных поселений, городских округов. Схема 3 – «Схема ограничений использования территорий района» - отображает границы зон с особыми условиями использования – охранных зон, санитарно-защитных зон, зон объектов культурного наследия. Схема 4 – «Схема границ территорий и земель различных категорий»- отображает земли, подразделяющиеся по целевому назначению. Схема 5 – «Схема развития объектов и сетей инженерно-технического обеспечения» отображает существующие, реконструируемые и планируемые инженерно-технические сети и объекты, утвержденные в составе документов территориального планирования. Схема 6 – «Схема развития объектов транспортной инфраструктуры» - отображает существующие, реконструируемые и планируемые объекты транспортной инфраструктуры. Схема 7 – «Схема анализа комплексного развития территории», кроме существующих объектов агропромышленной и отраслевой специализации, отображает объекты планируемого капитального строительства, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов власти Советского района Курской области. Схема 8 – «Схема зон возможных последствий воздействия средств поражения и чрезвычайных ситуаций на функционирование территории Советского района Курской области». Схема 9 – «Схема объединения муниципальных образований» Советского района Курской области.
2. Пояснительная записка к схеме территориального планирования содержит в себе следующие разделы: 1) Основные принципы территориального планирования. Экономико-географическое положение района 2) Принципы территориальной организации местного самоуправления 3) Предложения по укрупнению муниципальных образований района 4) Мероприятия по территориальному планированию (с предшествующим анализом современного состояния района) 5) Основные технико-экономические показатели схемы территориального планирования района 6) Перспективы социально-экономического развития района и их пространственное отражение 7) Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Состав и содержание проекта отвечают требованиям Градостроительного кодекса РФ и детализированы Техническим заданием, утвержденным заказчиком проекта – администрацией Советского района.
Анализ современного состояния территории Советского района Курской области. Проблемы развития Советского района (обоснование принимаемых градостроительных решений). Мероприятия по территориальному планированию
- Агропромышленный комплекс Основу хозяйственного комплекса Советского района составляет агропромышленный комплекс, а именно: сельское хозяйство, отрасли переработки сельхозпродукции. Основные отрасли: производство зерновых культур и животноводство. Эти отрасли оптимально отвечают агроклиматическим ресурсам района, для их развития заложены как природные, так и экономические предпосылки. На территории Советского района производится 4,2 % зерновых культур Курской области, 11,1% сахарной свеклы, занимающих соответственно 65,2% и 22,0% посевных площадей района, под кормовыми культурами – 6,3 %, остальное – картофель и овощи. Животноводство района представлено в основном разведением КРС и свиноводством.
Схемой территориального планирования Советского района предусмотрены следующие мероприятия по развитию АПК: 1. Строительство элеватора - хлебоприемное предприятие – деревня Соколовка Краснодолинского с/с; 2. Строительство молочно-товарного комплекса на 600 голов село Крестище Крестищенского с/с; 3. Строительство молочно-товарного комплекса на 600 голов - село Кшень Мансуровского с/с; 4. Строительство свинокомплекса – деревня Городище Городищенского с/с; 5. Строительство зерноочистительного комплекса – деревня Мансурово Мансуровского с/с. Указанные мероприятия финансируются, в первую очередь, за счёт средств частных инвесторов. Их реализация обеспечит увеличение темпов роста экономики района.
- Промышленность Объем промышленного производства в Советском районе в 2007 году составил 719,05 млн руб., показав рост 18,1% по сравнению с 2006 году (608,95 млн. руб.). Производство пищевых продуктов занимает более 80% в общем объёме произведенной промышленной продукции района. ЗАО «Кшенский сахарный комбинат» является безусловным лидером среди промышленных предприятий района. Его доля в объеме произведенной промышленной продукции района составляет около 80% и более 90% в производстве пищевых продуктов. Современный уровень развития промышленности не вполне соответствует потенциалу развития района. В первую очередь это касается переработки сельскохозяйственной продукции. В поселке Кшенском планируется строительство кирпичного завода мощностью 30 млн штук кирпича в год.
- Социальная инфраструктура, культурно-бытовое обслуживание Сфера образования в Советском районе представлена 23 школами и 7 филиалами, одной начальной школой-детским садом, одним дошкольным учреждением и одним Домом пионеров и школьников, ДЮСШ. На протяжении последних лет в районе число общеобразовательных учреждений сократилось с 40 до 23 и 7 филиалов. Всего на территории района в 2007/2008 учебный год обучалось 2367 учеников. За последние 8 лет численность учащихся школ района сократилась более чем на 901 чел. (27,6% от числа учащихся в 2000 году) и продолжает сокращаться, снижение вызвано спадом рождаемости в 90-е годы. Из 23 школ района 1 является начальной общеобразовательной школой и имеет 7 филиалов, 10 являются основными общеобразовательными школами и 12 – средними. Сеть учреждений здравоохранения района представлена: центральной районной больницей в поселке Кшенский, 2 врачебными амбулаториями, 33 фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП). МУЗ «Советская ЦРБ» располагает хорошей материально-технической и лечебно-диагностической базой, что позволяет осуществлять медицинскую помощь населению района на высоком профессиональном уровне по 60 видам лицензированной медицинской деятельности. В настоящее время в районе функционируют 34 учреждения культурно-досугового типа с 6140 посадочными местами, 35 библиотек с книжным фондом 432,9 тыс. экз., детская школа искусств, Советский краеведческий музей – филиал Курского областного краеведческого музея. Мероприятия по развитию социальной сферы и культурно-бытового обслуживания разработаны с учётом изменения численности населения в прогнозируемом (до 2020 года) периоде. В социальной сфере и сфере культурно-бытового обслуживания планируется: 1. Закрытие малокомплектных школ. Организация подвоза детей к месту учебы (программа «Школьный автобус»). Переоснащение автобусного парка образовательных учреждений, реконструкция подъездных путей к школам; 2. Текущий и капитальный ремонт общеобразовательных учебных заведений; 3. Текущий и капитальный ремонт Домов культуры, библиотек; 4. Строительство детского сада в поселке Кшенский; 5. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Кшенский. - Транспортный комплекс Уровень развития транспортной инфраструктуры является конкурентным преимуществом Советского района Курской области. Транспортно-географическое положение района в целом можно оценить как хорошее. К недостаткам транспортно-географического положения можно отнести удаленность от областного центра, отсутствие федеральных автомобильных трасс, по которым идет основной поток межрегиональных и внутрирегиональных грузов. К преимуществам можно отнести: наличие на территории района автотрасс областного значения «Курск - Касторное» и «Курск - Борисоглебск - Кшенский - граница с Липецкой областью»; наличие на территории района железной дороги федерального значения «Москва-Курск-Воронеж»; соседство с Липецкой областью, имеющей высокие темпы экономического развития. По территории района проходит железная дорога федерального значения «Москва-Курск-Воронеж», имеются 2 железнодорожные станции, два полустанка Курско-Орловского отделения Московской железной дороги. Протяженность магистральных железнодорожных линий в пределах района составляет 61 км. Схемой территориального планирования района предусмотрена реконструкция автомобильной дороги «Курск – Борисоглебск» - поселок Кшенский - граница Липецкой области в Курской области (км 0+000 - км 53+540) до 2015 года (размер инвестиций 662 млн руб.). Цель реконструкции - увеличение пропускной способности движения, расширение межрегиональных связей. Реконструкция трассы «Курск – Касторное» (2-я очередь), ремонт дорог, соединяющих населенные пункты. - Инженерная инфраструктура Газоснабжение В перечень мероприятий по развитию системы газоснабжения включена газификация большей части негазифицированной территории Советского района. Период осуществления мероприятий – до 2015 года. Развитие газификации населенных пунктов района позволит получить высокий социальный и экономический эффект: существенно улучшится качество жизни населения (80% жилого фонда до окончания 1-й очереди строительства будет газифицировано), при этом возрастёт надёжность теплоснабжения и снижение влияния на окружающую среду. Теплоснабжение Теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта района осуществляется от 8 котельных (в том числе мощностью до 3 Гкал/ч - 6 шт.). Протяженность в районе тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 8,0 км. Отпущено тепловой энергии своим потребителям за 2007 год - 9,1 тыс.Гкал. Топливом для котельных служат газ и уголь. Дальнейшее развитие теплоснабжения района базируется на программе технического перевооружения и строительства новых элементов всей структуры теплового хозяйства. Схемой территориального планирования Советского района Курской области предусмотрена реконструкция существующих котельных и перевод котельных на газовое топливо, а также строительство автономных котельных для новых промышленных и сельскохозяйственных объектов. Газификация района даст значительный стимул развитию теплоснабжения на базе индивидуальных источников тепла в коттеджной застройке и сельских населенных пунктах района. Электроснабжение потребителей Советского района Курской области предусмотрено от электрических сетей филиала ОАО «МРСК Центра» ОАО «Курскэнерго». Протяженность электрических линий по району составляет 1587,3 км напряжением 04-110 кв, 311 трансформаторных подстанций. На территории района расположены две подстанций 110 кВ - «Кшень», «Расховец» и девять подстанций 35 кВ - «Гриневка», «Н. Гурово», «Родина», «Элеватор (Аб)», «Грайворонка», «Рог-колодец», «Шатиловка», «Мочаки», «Ефросимовка». Загрузка трансформаторов на ПС 35 -110 кВ Советского района составляет от 10 до 47%. Практически все подстанции района имеют износ оборудования 75-100% и требуют модернизации. Это снижает надёжность электроснабжения потребителей района. Электрическая нагрузка потребителей Советского района на день зимнего максимума 2005г. составила 7,7 МВт. Основным мероприятием по развитию системы электроснабжения района является реконструкция и техническое перевооружение подстанций и ЛЭП. Большая часть реконструкции намечена до 2015 года. Водоснабжение Источниками водоснабжения населения района служат, в основном, подземные воды. Водоснабжение осуществляется из артезианских скважин. Система водоснабжения населения района включает в себя 118 водозаборных скважин, 108 водонапорных башен и 320,4 км водопроводных сетей. Мероприятия: 1. Во всех населенных пунктах предусматривается развитие систем водоснабжения, включая строительство и реконструкцию водозаборов, водопроводных сетей, обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений, а также корректировка устаревших зон по водозаборам. 2. В сельских населенных пунктах с численностью населения менее 50 человек предусматриваются децентрализованные системы водоснабжения с широким использованием в качестве источника водоснабжения шахтных колодцев глубиной 20-30 метров. 3. Для новых объектов промышленности и сельского хозяйства планируется строительство подземных водозаборов. Водоотведение Основным источником загрязнения водоемов являются неочищенные сточные воды населенных пунктов и поверхностные стоки. Особую опасность представляют неорганизованный сбор и сток отходов ферм, поверхностные воды не канализованных поселений. Очистные сооружения имеются лишь в поселке городского типа Кшенский. Сельские населенные пункты, в основном, не имеют канализации. Одиночное протяжение уличной канализации по району составляет лишь 13,7 км. За 2007 год через канализацию пропущено 58 тыс.куб.м, в том числе через очистные сооружения 16 тыс.куб.м. С целью сокращения сброса в водоемы области неочищенных сточных вод необходимо предусмотреть: - строительство канализаций и очистных сооружений в крупных населенных пунктах; - строительство сооружений биологической очистки в селах, имеющих систему канализации; - из не канализованной застройки, оборудованной выгребами, стоки должны вывозиться на специально оборудованные сооружения – сливные станции, которые, как правило, размещаются вблизи очистных сооружений, на главном подводящем коллекторе; - для навозной жижи устраиваются непроницаемые для грунтовых и поверхностных вод бетонные сборники, далее жижа комостируется и используется в качестве удобрения; - производственные и промливневые стоки, принимаемые в общую систему бытовой канализации, должны пройти предварительную очистку на локальных очистных сооружениях; - стоки, локально расположенных зон отдыха, поступают на собственные очистные сооружения, с обеспечением степени очистки, отвечающей нормативным требованиям. Средства связи В целом район обеспечен доступом к телефонной сети общего пользования, лишь 11 населенных пунктов не обеспечены телефонной связью. На территории района задействовано 13 АТС. На территории района имеется возможность приема программ телевизионного и радиовещания. Охват населения телевизионным вещанием 100%. Кроме телефонной связи общего пользования, на территории района предоставляются услуги сотовой связи. В районе представлены следующие сотовые операторы: МТС, Мегафон, Билайн, Теле 2. На базе вышек сотовой связи может быть организован прием спутниковых каналов Internet с дальнейшим доведением их до населения по эфиру и кабельным линиям и организацией во всех населенных пунктах выделенных пунктов Internet. - Оценка историко-культурного наследия и мероприятия по охране объектов историко-культурного наследия Советского района По данным инвентаризации памятников, проходившей в рамках Российской программы «Наследие» (в 1992-1995 г.г.), на территории Советского района Курской области учтен 51 памятник истории и культуры, в т.ч. охраняемых государством – 14 (архитектуры - 3, истории – 11), вновь выявленных - 37 (археологии - 14, архитектуры - 18, истории - 5). Всего памятников по типологическим признакам: археологии - 14, архитектуры - 21, истории - 16. В Советском районе сохранились три каменные церкви, признанные памятниками архитектуры первой половины 19 века: церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Красная Долина (1829 год), церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Липовчик (1850 год) и храм иконы Рождества Пресвятой Богородицы в селе Нижнее Гурово (1851 год). Мероприятиями по охране объектов историко-культурного наследия являются: 1. Активизация разработки охранных зон и паспортизации памятников. 2. Подготовка и принятие региональных постановлений о сохранении объектов природного и культурно-исторического наследия. 3. Реставрация, ремонт, консервация памятников и их благоустройство. 4. Дальнейший учёт и изучение историко-культурного и природного наследия района. Корректировка Каталога - списков памятников, добавления и уточнения: принадлежности, категорий охраны, состояния и др. - Приоритетные природоохранные меры: 1. Строительство канализационно-очистных сооружений в крупных населенных пунктах, строительство очистных локальных сооружений на предприятиях; 2. Ликвидация несанкционированных свалок, строительство полигона ТБО в селе Липовчик (2007-2010 г.г.); 3. Инвентаризация дачных и коттеджных поселений с целью выявления нарушений природоохранных норм (размещения в водоохранных зонах, санитарное состояние и т.д.); 4. Создание оборудованных мест для хранения пестицидов, утилизация непригодных или запрещенных к применению пестицидов.
Факторы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - Техногенные ЧС К возникновению наиболее масштабных ЧС на территории Советского района могут привести аварии (технические инциденты) на линиях электро-, газоснабжения, тепловых и водопроводных сетях и взрывы на взрывопожароопасных объектах, аварийные ситуации на химически-опасном объекте с выбросом аммиака. Основным следствием этих аварий (технических инциндентов) по признаку отнесения к ЧС является нарушение условий жизнедеятельности населения, материальный ущерб, ущерб здоровью граждан, нанесение ущерба природной среде. Показатель приемлемого риска ЧС техногенного характера составляет 1x10 -1х10э’. При этом, территория района попадает в зону жесткого контроля, где требуется оценка целесообразности мер по снижению риска возникновения ЧС вследствие аварийных ситуаций на потенциально-опасных объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения. К потенциально-опасным объектам, которые могут привести к образованию зон ЧС на территории Советского района, относятся - сеть автомобильных дорог регионального (Курск-Касторное) и местного (около 480 км) значения, по которым перевозятся: - аварийно-химически-опасные вещества (АХОВ) - 350 кг аммиака в ЗАО «Молокозавод», СУГ в автоцистернах емкостью 8,10,11,20 м и другие вещества. Железная дорога федерального значения «Москва-Курск-Воронеж» и железнодорожная станция Кшень, по которым транспортируются: - аварийно-химически-опасные вещества - аммиак в 57 т. цистернах, ГСМ в ж/д цистернах- 57г. СУГ в автоцистернах емкостью 7,4 и 40,5 и другие вещества. Аварийные ситуации на АЗС могут привести к загрязнению территории нефтепродуктов, поражению транспортных средств, находящихся на АЗС. Радиус огневого шара может составить до 27 м, это поселок Кшенский филиал ОАО «Курскгаз»; СУГ-170 м3, (взрывоопасный объект). При аварийной ситуации на ЗАО «Молокозавод» в поселке Кшенский при выбросе аммиака максимальная глубина зоны заражения не выходит за пределы объекта, в зоне заражения может оказаться до 30 человек-работников объекта. Нефтепровод Мичуринск-Кременчуг «Дружба». Диаметр нефтепровода составляет 720 мм. Рабочее давление 41 кг/см. Производительность 30 тыс.т. в сутки. Магистральный нефтепровод по гражданской обороне не категорируется. Анализ имевших место на территории Советского района пожаров показывает, что размещение подразделений пожарной охраны на территории района обеспечивает своевременное прибытие сил и средств противопожарной службы только на территориях поселений - 35,8% , все остальные поселения района (79 населенных пунктов) не могут рассчитывать на своевременное прибытие пожарных автомобилей, поскольку время прибытия первого подразделения к месту вызова из-за больших расстояний населенных пунктов, что значительно превышает установленные нормативы. На территории района имеется 1 пожарная часть, расположенная в поселке Кшенский, и 1 пожарный пост, расположенный в деревне Петропавловка, которые способны оказать помощь при пожаре населению, что явно недостаточно для прикрытия 79 населенных пунктов района, находящихся вне радиуса выезда. На территории населенных пунктов образован один ДПД. - Природные ЧС На основании анализа географических и топографических особенностей территории Советского района на территории района прогнозируются следующие источники ЧС природного характера: сильные морозы, более 30°С; ливневые дожди с выпадением осадков до 30 мм/час; снегопады с нарастающим снежным покровом до 20 мм за сутки; град с диаметром частиц более 15 мм; порывы ветра со скоростью до 20-25 м/сек; сильные, продолжительные туманы. Сведения о наблюдаемых на территории Советского района опасных природных процессах, требующих превентивных защитных мер: Согласно статистическим данным Гидрометцентра Курской области наиболее опасными природными факторами для данной территории являются сильные ветры (ураганы), а также паводки и половодья, вызывающие аварийные и чрезвычайные ситуации, поражающие многие элементы инфраструктуры территории. Природные факторы могут и сами инициировать существенные риски и приводить к значительным ущербам. На территории района расположено 27 водных объектов, в том числе 8 водотоков (рек) бассейна реки Дон (наиболее крупная – река Кшень) и 19 прудов объемом от 100 до 1 млн куб.м. и более. Резкое таяние снега, проливные дожди (за 12 часов более 50 мм осадков) могут привести к подтоплению жилого фонда и объектов инфраструктуры. Сильный снегопад, сильные ветра могут привести к поломке опор и обрыву линии электропередач, разрушению крыш объектов, в том числе вследствие падения деревьев. Часть территории Верхнеапоченского сельсовета подвержена угрозе возникновения пожаров в лесонасаждениях. Показатель приемлемого риска ЧС природного характера составляет 1х10-2-1х10-5. При этом территория района расположена в зоне приемлемого риска и требуется проведение неотложных мероприятий по снижению риска возникновения ущерба от града, заморозков. По отношению к иным источникам ЧС природного характера (лесные пожары, штормовые ветра, смерчи и т.д.) часть территории района попадает в зону жесткого контроля, где требуется оценка целесообразности мер по снижению риска возникновения ущерба от указанных источников ЧС. Примечание С полной версией схемы территориального планирования Советского района Курской области можно ознакомиться на официальном сайте Администрации Курской области и в отделе архитектуры Администрации Советского района.
"Нива" от 12 июня 2009 года.
|